Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

            ЖИТЬ, МЫСЛИТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЛЮБИТЬ,
                            СОВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ …

     С первых дней моей работы в гимназии я почувствовала себя самой счастливой, хотя на первых порах бывало трудно. Но отец мне всегда говорил: «Трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Крепить волю, когда твёрдо знаешь, чего хочешь, что может быть важнее этого?»
Трудно сказать, как человеку приходит в голову какая-то самая дорогая ему мысль, новая мысль, как он «заболевает»  потребностью действовать, вложить все силы, чтобы задуманное стало действительностью.
     Удивительное стечение обстоятельств – случай дал мне возможность оказаться в гимназии. Какие-то знания, умения, накопленные ранее, какие-то способности и многие усилия помогли на первых порах моей работы с детьми.  Когда и как приходят в голову творческие мысли – сказать трудно.   
     Как пчёлы, они кружатся над тобой днём и ночью, собирают нектар в событиях жизни и каких-то воспоминаниях, жужжат и жалят, а потом – мёд, ощутимая почти физически идея чего-то нового.
     Перед собой я поставила задачу: искать и найти то содержание, те формы  искусства, живописи, музыки, которые особенно дороги детям.
     Я заметила, что детям интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее. Они очень любят мир животных. Но, как известно, самый интересный предмет для человека – человек. 
     Опору, сюжеты и выразительные образы  я нашла в лучших произведениях детской литературы, в народных сказках, преданиях и легендах. Красота. Это слово объёмное и всеобъемлющее. Красота всегда, во все времена восхищала и вдохновляла людей. Красота. Это понятие, больше основанное на чувствах. Красоту чувствуют, ощущают все люди. Красота поэзии, красота музыки, красота взаимоотношений.
     Когда ребёнок концентрируется на образах природы и образах красоты, он развивает воображение, а воображение открывает окно в прекрасное.   
    Ребёнок обретает единство с природой как частью мира и усиливает свою связь со своей внутренней, Высшей реальностью.
    Возможности театрального искусства нести мысли, чувства, действия  – огромны. Но как важна музыка, как она помогает пониманию слова, идей, эмоций, как любят дети движение, танец, яркость красок. Решено! Необходимо привлечь все свои  умения и знания для решения одной цели!
Мысли теснятся в моей голове ночью, одолевают днём. И все – только о нашей    будущей постановке!
    При подготовке сценария праздничного спектакля «Новогоднее путешествие в Страну Мира, Добра и Красоты» я поставила перед собой задачу увести  душу ребёнка от повседневности, помочь ребёнку приблизиться к  пониманию красоты через художественные образы сказочного.
     Вместе мы создали современное представление, вызывающее стремление к  доброму, радостному, справедливому.    У каждого человека своё понятие о самом прекрасном и радостном в жизни. Ну а мне ничто не доставляло такой радости, как дети, которые пришли на спектакль в свой театр.
    Вот ребят рассадили по росту в нашей «Комнате Сказок», погас свет, раздались звуки прекрасной музыки и на просцениуме появились Король и Королева…
    Мы путешествовали с юными зрителями во времени и пространстве, неотрывно следили за появлением героев любимых сказок. Когда спектакль закончился, на лицах юных зрителей было сияние и задумчивость.
     Не упомнить всех тех впечатлений, которые мне помогли стать художественным руководителем и режиссёром детского театра, -
человеком, стремящимся ощутить цели и образы будущего спектакля, увидеть его ещё тогда, когда перед тобой только листы бумаги с напечатанным текстом.
    Увидеть, услышать, дать многогранную единую жизнь на сцене тому, что пока только написано на бумаге, увлечься и увлечь, найти свой «золотой ключик» к каждому образу, к каждой неповторимой детской индивидуальности…
     Я не торопилась идти домой, хотела ещё побыть  в той своей, самой дорогой сказке, которая стала реальностью, правдой. А когда свершается  такая правда, она всегда – чудо. Поглаживаю шкуру костюма Медведя и вспоминаю, как создавался этот костюм. Как  несколько лет назад ко мне пришёл участник моего самого первого состава Павел Михайлов, живо откликнулся на моё предложение – помочь изготовить сначала маску, а затем костюм Медведя для наших сказочных постановок. Сколько раз Павлик помогал мне за годы работы нашего детского театра!
     Сколько труда и терпения он вложил в создание сказочного дерева из бисера,  мы назвали его «Дерево богини радуги Ирис» и часто брали с собой, когда ехали на выступления в детских садах и интернатах.
Помню, когда мы возвращались с выступления в детском санатории «Орлёнок», многие отказались возвращаться в гимназию, чтобы отнести декорации и костюмы. Павел один молча взял и  донёс тяжеленный сундук с реквизитом и ещё помог мне всё убрать и разложить по местам.
Ощущение крыльев за спиной…  Вспоминаю ещё, как Павлик пришёл на одно из воскресных занятий в прекрасном настроении, он был счастлив невероятно. На столе лежали крылышки Ангела, он надел их и стал петь и танцевать с этими крылышками…
      Теперь он часто приходит ко мне, приносит свои первые литературные опыты. Несомненно, он наделён большим литературным талантом.
Катя Прилепская.
   Не забуду, как мы, затаив дыхание, слушали музыку Шопена, Чайковского, Моцарта. Казалось, звуки блестят на солнце, словно кто-то поразительно точно и грациозно играет разноцветными камушками – сапфирами, алмазами, изумрудами…  Этот нескончаемый поток драгоценных звуков зажигал в нас какие-то новые огоньки творческой радости.
    Сегодня пришли новые дети, каждый из которых – неповторимая творческая индивидуальность. Намечены новые планы, создаются новые стихотворения, расцветают новые цветы, прекрасные цветы культуры.


О. А. Сусленкова,
художественный руководитель
 детского творческого объединения
 «ЦВЕТЫ КУЛЬТУРЫ»



Комментариев нет:

Отправить комментарий